Во всем мире прослеживается тенденция – работодатели пытаются приблизить рабочие будни своих сотрудников в преодоление очередного уровня компьютерной игры – азартной и увлекательной. В процесс геймификации вовлекаются такие рабочие процессы, как обучение, развитие, продажи, мотивация. Каждый день на рабочем месте добавляет или изменяет рейтинг сотрудника, а успехи или неудачи могут наблюдать все вовлеченные участники бизнес-игры.

Бизнес-игры и геймификация, согласно последним глобальным опросам руководителей служб персонала мира, признаны основными HR-трендами последних пяти лет.

Давайте разбираться : как компании могут использовать в достижении бизнес-результата такую базовую и мощнейшую эмоцию человека, как азарт

КАК КОМПАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ ИЛИ БИЗНЕС-ИГРА

Чебыкина Ольга,
Руководитель
департамента оценки и развития персонала IBC Human Resources
Деловая игра, как правило, не отражает какой-то конкретной отраслевой специфики или узкого направления деятельности. Эта особенность является её сильным местом и, одновременно, ограничением. В деловой игре очень хорошо проявляются общие компетенции. Среда и система взаимоотношений, воспроизводимые в деловой игре, универсальны. Именно поэтому деловую игру, незначительно модифицировав, можно применять для решения многих задач и для различных направлений бизнеса. Начиная от командообразования и заканчивая развитием топ-менеджеров. Но этих «стандартных» ситуаций, игровых миров, часто недостаточно для глубокого анализа или прогнозирования.
В такой ситуации нужен другой инструмент -бизнес-симуляция.

Вадим Ефремов,
CEO, Blended Learning Strategist,
Skillary
С моей точки зрения, не совсем правильно сравнивать "бизнес-игру" с "бизнес-симуляцией", так как это разные вещи.
Симуляция - это максимально приближенная к действительности игровая модель какой-то части вселенной. Симулятор боевого самолета воссоздает условия, с которыми сталкиваются пилоты, симулятор экономики воссоздает условия реальной экономики и т.д.
В то время, как бизнес-игра - это активность, направленная на формирование определенного набора знаний, навыков, умений, суждений и т.д.
То есть, когда кто-то говорит "мы проводим бизнес-симуляции", это означает "мы проводим бизнес-игры на основе очень точной симуляции бизнес-среды".

Марина Иванова, руководитель центра дистанционного обучения ГК «Системные Технологии»
Уже несколько лет мы развиваем собственную систему удаленного обучения, в том числе – с использованием нескольких игровых технологий. Мы разрабатываем программное обеспечение для автоматизации мобильной торговли и дистрибуции. Используем ее и для знакомства собственных сотрудников с функционалом решений, и для обучения торговых представителей клиента.
Преимущественно мы применяем бизнес-симуляции. Опыт показывает, что это позволяет добиться наилучшего эффекта. Мы разработали тренажеры, которые погружают пользователей в имитацию основных рабочих процессов, «на пальцах» учат выполнять определенные действия в программах и приложениях. Так информация легче усваивается, и сами собой вырабатываются нужные навыки. Тренажеры сделаны в виде электронных онлайн-курсов, которые доступны сотрудникам в любое время и в любом месте — был бы интернет. "

Светлана Шишкина,
Генеральный директор и основатель компании,
Аутстаф Столица

Сравнивая бизнес – симуляцию и деловую игру, отмечу, что между этими понятиями не стоит ставить знак равенства, несмотря на то, что законы и инструментарий, по которым выстроены эти игровые модели, почти идентичны. Уникальное отличие бизнес – симуляции от деловой игры: в возможности за минимально отведённое время максимально погрузить участников в конкретный бизнес-процесс, детально многократно отработать ключевые профессиональные и управленческие навыки под определённые должности (функции), разобрать конкретныебизнес –ситуации, проанализировать и спрогнозировать готовность кандидатов к работе.
Сегодня, в период серьёзных орг. изменений, в связи с оптимизацией бизнес–процессов и, как следствие, необходимости готовности претендентов к замещению актуальных должностей, применение бизнес – симуляции,как основного инструмента для глубокой и оперативной подготовки кандидатов, очень целесообразно.

Алексей Широкопояс, главный редактор журнала
"КОМПЕТЕНЦИИ", ведущий бизнес-симуляций

"В моём профессиональном круге в ходу термин «игрушка» - это внутренний термин, не предназначенный для «непосвящённых», в зависимости от контекста, это может быть симуляция, а может и игра (деловая, ролевая и тому подобное). Не все профессионалы понимают разницу между этими двумя понятиями.

По компетентности :
Бизнес-симуляция требует более высокой узкопрофессиональной компетентности, чем игра. За счёт этого, как обучающий метод ,симуляция более ценна, именно для наращивания этой узкопрофессиональной компетентности.

По адаптированности :

Бизнес-симуляция, несомненно, структурно и функционально отражает рабочую деятельность обучаемых. Игра лишь отдалённо – метафорично отражает наиболее часто встречающийся кейс в рабочей деятельности.

По мотивированности обучаемых :

Мой опыт показывает, что создать и поддерживать мотивированность обучаемых в симуляции гораздо проще. Иногда играющих приходится останавливать в процессе, настолько процесс симуляции захватывает их. Игра не обладает этими свойствами, в ней наоборот и без того слабое желание играть постоянно ослабляется. Это немудрено, ведь один и принципов обучения взрослых: «Взрослые обучаются только тому, что им кажется нужным». А симуляционный тренажёр рабочей деятельности видится им гораздо более ценным, чем далёкая от практики игра. "


"Что позволяет спортсменам быть конкурентными на соревнованиях, добиваться успехов, рекордов? Один простой инструмент: до 80% их профессиональной деятельности занимают тренировки, и лишь оставшиеся 20% - демонстрация своего мастерства на соревнованиях.
В сожалению, в нашей «молодой» еще российской бизнес- реальности ситуация не просто обратная: чаще всего тренировки отсутствуют в принципе. И сотрудники вынуждены повышать мастерство только «на поле», на живых клиентах, принимая решения о реальных деньгах. Очевидно, что симуляция реальных процессов позволит создать обстановку для тренировок. И рост мастерства тут же станет заметен (и все огрехи, кстати, тоже). " - мнение Чебыкиной Ольги – Руководителя департамента оценки и развития персонала IBC Human Resources

КАК МОЖНО ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И, В ЧАСТНОСТИ, БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЙ?
Достоинства и недостатки бизнес-симуляции, как инструмента развития персонала

Светлана Шишкина,
Генеральный директор и основатель компании,
Аутстаф Столица
Сильная сторона этой игровой модели: максимально приближенная к реальности, она даёт возможность - детально отработать процессы, предлагать новые модели и решения, работать в команде и, вместе с тем, максимально проявить свою индивидуальность, многократно ошибаться и исправлять ошибки без ущерба и рисков для самого бизнеса и её участников.
Говоря об ограничениях, стоит отметить, что невозможно применять одну и ту же бизнес – симуляцию в разных компаниях. Это, действительно, очень мощный уникальный продукт, который требует индивидуальной разработки под бизнес конкретной компании.

Чебыкина Ольга,
Руководитель департамента оценки и развития персонала IBC Human Resources

У бизнес-симуляций есть свои ограничения.
Во-первых, каждая бизнес-симуляция уникальна! Ее невозможно без изменений провести для другой компании. То есть стандартного типового продукта не существует, она разрабатывается под конкретную ситуацию, компанию, клиента.
Во-вторых, фокус внимания, в отличие от большинства деловых игр, направлен не на человеческий фактор, а на функционирование систем.

В-третьих, бизнес-симуляция намного затратней деловой игры за счет своей уникальности. Однако, многие компании идут на эти траты, понимая, что эффект может быть значительным.

Бизнес-симуляция, как мультимедийное устройство, позволяет проигрывать ситуацию снова и снова (или как шахматная партия, разыгрываемая каждый раз с новой тактикой). Отслеживая все моменты, связанные с изменениями, и позволяя прогнозировать последствия.
Таким образом, грамотно разработанная бизнес-симуляция является мощным ресурсом для прогнозирования и развития стратегического мышления и принятия решений.
О недостатках бизнес-симуляции красноречиво говорят ее «ограничения».

Гюзель Гараева, директор по персоналу ОБИ Россия



Мы видим только преимущества от применения игры-стратегии как инструмента развития персонала – с недостатками, если они и есть, мы не сталкивались. Основное преимущество заключается в том, что мы получили комплексный инструмент обучения, который полностью имитирует бизнес-деятельность гипермаркетов ОБИ . Игра не только развивает практические навыки управления продажами, затратами, сервисом и персоналом, но и системное мышление. В процессе игры сотрудники учатся анализировать ситуацию, расставлять приоритеты и просчитывать наперед возможные риски.

На протяжении 10 лет мы активно занимались обучением через классические тренинги, но со временем интерес к ним начал ослабевать. Так возникла идея внедрить инновационный инструмент обучения. Мы создали для нашей целевой аудитории – молодых людей в возрасте от 25 до 40 лет, выросших на Warcraft, Age of empires и др., – новый действенный и привлекательный формат: компьютерную игру-симуляцию. Помимо высокой эффективности, она добавила процессу гибкости (каждый сам выбирает удобное время и место игры).

Вадим Ефремов,
CEO, Blended Learning Strategist,
Skillary
Конечно же, симуляция - это здорово и эффективно, потому что человек обучается в условиях максимально приближенных к реальности. Но есть и подводные камни:
1. Воссоздать реальность - очень дорого и не всегда нужно. Если речь идет об управлении боевым самолетом и угрозе для человеческой жизни, не говоря уже о десятках миллионов долларов, то симуляция абсолютно оправдана. Если речь идет об обучении сотрудников колл-центра, то гораздо проще и не менее эффективно дать им скрипт и натренировать на "живых" клиентах
2. Симуляция - это сложный алгоритм, воспроизводящий законы, по которым живет система. Если в алгоритм закралась ошибка, то пользователи научатся совсем не тому, что нужно
3. Игра на основе симуляции должна быть очень качественно выполнена с точки зрения педагогического дизайна - сама по себе симуляция ничему не учит. Важно настроить "путь пользователя", следуя которому пользователь сможет сделать те выводы и натренировать те навыки, которые необходимы
В целом - за симуляциями будущее. С удешевлением программной разработки и развитием алгоритмов искусственного интеллекта, бизнес-симуляции в ближайшие 10 лет станут преобладающей средой обучения - это мое мнение.

КАКИЕ ИЗ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЖЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ИЛИ ВНЕДРЯЕТ ВАША КОМПАНИЯ?
Считаете ли вы полезным для своего бизнеса использование бизнес-симуляций ?

Денис Силин,
Игротехник,
Центр Развития Бизнеса
Бизнес-игра "Завод", продукт от предпринимателей для предпринимателей.
Мы разработали специальную образовательную игровую модель "Завод", способствующую развитию предпринимательской грамотности на платформе бизнес – игры.
Известно, что ключевым отличием бизнес-игры от различного рода тренингов, является в том, что она дает возможность выйти за рамки понимания узкой функции и увидеть бизнес целиком. Бизнес-игра развивает целостное видение и понимание бизнеса, дает "helicopter view" (англ. «взгляд сверху».) Такое изменение точки зрения влияет на осознание и понимание любым членом команды своей роли, или роли коллеги, в том числе и руководителя предприятия. Позволяет отработать навыки принятия решений, стратегического планирования, организации и контроля, рационального использования ресурсов, креативного мышления, а также бизнес-игра является отличной площадкой для проработки внутри командных отношений, и отработки социальных навыков в новом коллективе на время прохождения. Почему бизнес-игры полезны для бизнеса: Как уже упоминалось выше, бизнес-игра "Завод" позволяет увидеть бизнес с новых ракурсов, так например, при проведении игры в рамках Ежегодного Всероссийского бизнес-форума "СУП-2015", основными участниками которого были предприниматели самых разных возрастов, многие участники отметили, что благодаря игре увидели бизнес не с точки зрения руководства, но и продавца, начальника отдела и даже обычного работника цеха.

Гюзель Гараева, директор по персоналу ОБИ Россия
Оценить новый обучающий инструмент ОБИ предложила своим сотрудникам в начале 2015 года. За это время в роли директора магазина попробовали себя более 900 человек. И результаты внедрения такого инструмента впечатляют: на 30% были сокращены затраты на обучение персонала, на 85% сократилось время на обучение одного руководителя, текучесть стажеров на руководящие должности сократилась на 10%. В планах ОБИ – обучение порядка 200 руководителей ежегодно, а также использование игры в качестве инструмента отбора и знакомства потенциальных кандидатов с бизнес-процессами гипермаркетов ОБИ и ритейла в целом.

Светлана Шишкина,
Генеральный директор и основатель компании,
Аутстаф Столица
За 2 дня бизнес – симуляции мы готовим кандидатов на позицию - менеджер АЗС. Все участники делятся на 2 команды, условно: 2 мега – мозга, которые будут управлять современными автозаправочными комплексами, конкурируя друг с другом. Задача участников: максимально эффективно использовать управленческие знания и ресурсы, согласно правилам игры. Обучаясь на модели АЗС процессам и факторам, влияющимна эффективность работы автозаправочной станции, мы формируем осознание тех действий, с помощью которых менеджеры АЗС смогут повлиять на результат работы всего объекта, найти выход из интересных «нестандартных» ситуаций. Даже при отсутствии опыта руководящей работы, к примеру, при подготовке кандидатов кадрового резерва, мы не только обучаем и отрабатываем навыки в области менеджмента, но и повышаем уровень знаний участников в области корпоративных требований компании - заказчика.


Чебыкина Ольга Руководитель департамента оценки и развития персонала IBC Human Resources

Примерно пять лет назад, начав применять технологию «Ассессмент-центра», постоянная работа с игровыми технологиями стала для нас ежедневной реальностью. Тем более, что более креативного и недирективного группового метода развития персонала еще никто не придумал. В своей работе мы активно используем бизнес-игры для оценки поведенческих моделей менеджеров, а бизнес-симуляции - как инструмент обучения и развития в процессе реализации Индивидуальных Планов Развития. Кроме того мы активно применяем бизнес-симуляцию для определения и формирования проблемного поля компании в зоне управленческих процессов. Полезность этих инструментов для бизнеса трудно переоценить: только эти технологии предлагают на практике оценить дефицит управленческих компетенций, составить планы на развитие, в рамках которых научиться решать возникающие проблемы, освоить новые модели поведения. Если теоретические знания, преподнесенные в лекторском формате, остаются в нашей голове всего на 7-10 процентов, то поведенческие навыки, подтвержденные и закрепленные действием, на 50 и более процентов.

ИТАК, БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Бизнес-симуляции и тренинг- «золотой стандарт»
в корпоративном обучении

ИТАК, БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Бизнес-симуляции и тренинг- «золотой стандарт»
в корпоративном обучении

Источник: http://obzory.hr-media.ru/business_simulyaciya

УЧАСТВУЙ В ПРОЕКТЕ

Вернуться к списку

ПОДПИСКА
РАССЫЛКА BUSINESS&MIRACLE